Дневник Шри Ауробиндо - Глоссарий к Дневнику


абхимана – гордость, самопочитание, эгоизм.
абхьяса – практика, повторение.
авеша – прилив вдохновения, духовной силы и т.д.
ависришти – отсутствие висришти.
адеша – приказ; в основном, божественный приказ, – полученный Шри Ауробиндо в тюрьме Алипора для выполнения определённой миссии в жизни: духовного подъёма его страны и восстановления Санатана дхармы. Эта миссия имеет четыре аспекта: литературный, религиозный, политический и социальный.
адешавани – голос божественного приказа.
адешасиддхи – исполнение Адеша миротворческой деятельностью Шри Ауробиндо.
адхарадришти – “видение как средство, инструмент” дришти, видение, скорее, на заднем плане, чем в акаше.
адхогати – тенденция опускаться вниз в противоположность силам уттхапаны в теле.
айшварьям – одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”).
айшварья – одна из трёх "сиддхи силы": эффективность воли, действующей как приказ без какой-либо специальной концентрации, как в вашите.
айшварьяпрайога – применение айшварьи.
акальяна – несчастье, зло, неприятность.
акаша – эфир,самое тонкое из пяти элементарных состояний материи; этим словом могут также обозначаться нематериальные эфиры. Роль элемента акаши в совершенствовании телесной системы рассматривается в арогье. Рупа и Липи, появляющиеся в акаше, – который в этом контексте означает более тонкий эфир, проявляющийся через физическую атмосферу, – отличаются от типов читры и стхапатьи, которые появляются на заднем плане; однако рупа и липи образуются из “материала акаши”, имеющего семь видов: пракаша, агни, варна, джьёти, теджас, дхума, чайя.
акашалипи – липи, проявляющееся в акаше, “эфирное письмо”.
аласьям – лень.
амангалам – неблагоприятный, враждебный.
амавасья – день новолуния.
амрита – нектар: сладкая субстанция, ощущаемая йогами в слюне.
амритам – бессмертие.
ананда – блаженство, духовное наслаждение, экстаз; в техническом смысле, ананда отличается в Дневнике от расаграханы и бхоги как наивысшая форма бхукти (см. С.Ч. VII; см. также термины сама раса, сама бхога и сама ананда в описании позитивной саматы в С.Ч. I). Семь градаций ананды перечислены в порядке соответствия семи планам существования (С.Ч. VII); шесть последних из них, от премананды до садананды называются “субъективными”, а первая камананда, это “объективная” или физическая ананда. Как составляющая шарирачатуштайи (С.Ч. IV), ананда означает физическую ананду, которая имеет пять разновидностей (см.камананда).
анандабуддха (вани) – блаженство-сообщение от духа Буддха или ментального плана.
анандадхаранашакти – сила поддержания ананды.
анандалока – мир блаженства. В Дневнике, Шри Ауробиндо различает высшую анандалоку – часть “Вечного Проявления” и другую, которая является частью “ментального ряда”.
ананда-махат (вани) – блаженство-сообщение от духа махат (план виджняны).
анандамайя – полный блаженства.
анандам брахма – (реализация) Брахман как само-существующее наслаждение и его универсальное блаженство существования; четвёртый элемент брахмачатуштайи (см. С.Ч. VI).
анандавани – вани, наполненный анандой.
ананда-виджнянамайя – полный ананды и виджняны, идея-блаженства.
Ананда Мимамса – "исследование природы блаженства", работа с Санскритом.
анарамбха – не-инициация к действию.
анима – “тонкость” – способность произвольно уменьшать физическую массу и плотность тела; одна из трёх физических сиддхи (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). В связи с продолжительными упражнениями Шри Ауробиндо в развитии уттхапаны, боль и скованность в его теле указали на неудачу анимы.
Анируддха – один из элементов чатурвьюхи; это сила Божественного, которая проявляется в желании, и признаки которой – телесная радость и мирское благоразумие. Он является шудрой и правит в Кали Югу. Его Шакти является Махасарасвати, его метод – это “метод терпеливого, интеллектуального исследователя и терпеливого, трудолюбивого изобретателя, который приобретает знания дюйм за дюймом, шаг за шагом”.
аннам – материя, физическое существо.
аннамайя – физическое.
аннамайя-читта – физическая материя - ума или пассивная память.
анритам – ложь, фальшь.
антардарши – "внутреннее видение"; самадхи в бодрствующем состоянии, в котором существует внутреннее видение, обычно с закрытыми глазами.
антах – внутри (по отношению к внутреннему видению в джаграт самадхи с закрытыми глазами).
анупалабдхи – отсутствие опыта.
анумати – согласие, санкция.
ануманта – дающий санкцию.
апариграха – свобода от идеи обладания.
апана – одна из пяти Пран, сосредоточенная в нижней части тела, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности выделительными – выделяющими те части пищи, что должны быть выведены из тела, и те вещества, что порождаются телом, тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку высвобождает из тела витальную силу.
апарардха – низшая полусфера.
априям – то, что является неприятным.
арамбха – инициация действия.
ардхаджнянам – полузнание.
арогья – здоровье, свобода от болезней или беспокойств (рогья) в физической системе; элемент шарира чатуштайи (см. С.Ч. IV, где описаны три стадии арогьи, заканчивающиеся кульминацией бессмертия тела). В Дневнике часто упоминаются два условия сиддхи арогья – это изменение метода пищеварительной ассимиляции (приятия пищи) и трансформации действия (усвоение пищи) “центра Камы”, камачакры. Совершенное усвоение пищи осуществляется тогда, когда такие элементы, как вайю, теджас, джала, притхивья в теле выполняют их правильную акцию как “движения и состояния акаши”; тогда пища может быть сразу же вовлечена в акашу очищенной праной. Низший метод, включающий все пять элементов, “оставляет остаток, который должен быть дематериализован или в противном случае он производит симптомы неправильности Теджаса и Джаламайи, прежде чем закончится этот процесс”. Этот несовершенный процесс ассимиляции, усвоения (висришти) нуждается в удалении и достигается натуральным экскретивным способом”.
артха – значение.
артха-бодха – осмысление значения.
асадграха – ложная идея.
асамата – неровность.
асатьям – ложь, фальшь.
асаундарьям – уродство.
асиддхи – несовершенство, неудача, отход от прогресса в йоге, повторение ошибок; сила, работающая на несовершенство в йоге или в какой-либо её части.
асу – витальная сила и мощь, являющаяся базисом для всех энергетических и порывистых чувств и действий.
асундарьям – некрасивый, уродливый.
атмапракаша – само-излучение или само-светящийся.
атмапрасада – состояние ясности, чистоты и согласия в самом себе.
атматрипта – само-достаточность.
ахайтука – без причины, спонтанная; (физическая ананда) не связанная с каким-либо инициирующим стимулом. (Описание нескольких физических ананд как ахайтука должно чётко отличаться от использования слова в термине ахайтука ананда, которое иногда употребляется в сокращённой форме “ахайтука” (см. следующий термин).
ахайтука ананда – “восторг без причины”, субъективная ананда (см. ананда), соответствующая ментальному плану.
ахи – змея (змей).
ашраддха – отсутствие веры.
Бала – в Индуистской мифологии имя демона.
бала бхава – девичий образ (аспект).
балака (бхава) – детский образ (аспект).
бала Кали – девочка Кали, девичий характер и образ Шакти.
балам – сила.
Баларама – один из чатурвьюхи; он тот, кто есть сила Господа, проявлением которой является Сила с присущими ей мощью и яростью. Он есть Кшатрийя и правит в Трета Юге. Он идентифицируется с Рудрой и его Шакти является Махакали.
балака Кришна – ребёнок Кришна.
брихат – широта; безграничное супраментальное сознание.
брахманда – универсум как "яйцо Брахмы".
буддха – ментал; ментальный план.
бхаша – язык; развитие лингвистической способности, часть сахитьи.
бхашасиддхи – совершенство лингвистической способности.
бхаута – физическое; относящееся к сбалансированию и функционированию пяти элементов (акаша, вайю, теджас, джала, притхиви), которые составляют физическое тело; относящееся к трём физическим сиддхам (лагхима, махима, анима).
бхаутасиддхи – коллективный термин для трёх физических сиддхи аштасиддхи (лагхима, махима и анима; см. С.Ч. III), на которых основывается уттхапана.
бхава – существование, становление; состояние бытия; психологическое состояние; субъективный опыт; чувство; настроение; отношение; темперамент; аспект; любое из нескольких отношений между индивидуальной душой и Божественным.
бхога – наслаждение, обладание; наслаждение без желания в пране; вторая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII).
бхукти – наслаждение свободой, третий элемент последней чатуштайи (С.Ч. VII) имеет семь уровней, соответствующих семи планам существования и трём формам (расаграхана, бхога, ананда), в которых три интенсивности (рати, ратна, ратха).
вайдьюта (ананда) – см. вайдьютананда.
вайдьютананда – “электрическая”ананда, один из пяти типов физической ананды. Шри Ауробиндо говорит об этом в Дневнике: “Это приходит как благословенный электрический удар (шок), движение тока в головной мозг или в другую часть нервной системы и может быть двух видов: позитивным или горячим, негативным или холодным”. Позитивная и негативная формы этого тонкого электричества являлись для Шри Ауробиндо “базисом феномена горячего и холодного”.
вак – слово, речь. “Вак мысли” или “артикулированная мысль” отличается от обычной речи или “маловыразительного Вак”; в связи с сахитьей Шри Ауробиндо различает пять основных степеней её выразительной силы: адекватная, эффективная, просвещающая, вдохновенная, неизбежная (неотвратимая).
вани – голос (Мастера Йоги или из нижних божественных источников); он нисходит свыше и отличается от тонкой речи извне.
варахи – Вепрь(женский двойник Вараха или Вишну в инкарнации Вепря).
варна – “цвет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи.
варнамайя – (рупа или липи), состоящая из варны ("цвета"), один из семи видов материала акаши.
вартта – средства к существованию, бытие.
вайю – воздух, ветер, газообразное состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которого в теле, играет существенную роль для арогья.
вашита – одна из трёх "сиддхи силы", концентрация воли на личности или объекте с тем, чтобы контролировать его.
вивека – интуитивное различение (см. С.Ч. III, “Джнянам”).
виджняна(м) – идеальное знание, сверхинтеллектуальная способность; в процессе изложения записей в Дневнике, значение виджняна становится всё более и более точным и следует за восходящим движением Йоги, постепенно приближаясь к окончательной реализации природы Сверхразума (согласно Шри Ауробиндо).
виджнянамайя – совершенный, гностический, супраментальный.
випарита – противоположный, обратный, извращённый.
виракти – неудовлетворённость, безразличие.
вирья – энергия, сила характера; сила души, выражающая себя через четверичную персональность (брахмана, кшатрия, вайшью, шудру), элемент шактичатуштайи.
висришти – эвакуация, экскрекция; их уменьшение – это признак улучшенного усвоения и прогресса в арогье.
вишайя – объект чувства; часто является аббревиатурой вишайананды.
вишайябхога – вишайананда в стадии бхоги.
вишайананда – ананда чувств, один из пяти типов физической ананды.
вишвагати – способность приобретения во сне со сновидениями состояния самадхи, посредством которого можно странствовать в тонком теле в отдалённых местах или других мирах; иногда идентифицируется с самим самадхи, последним элементом виджняначатуштайя.
вишиштадвайта – ограниченный монизм.
вишварупа – универсальная форма.
вьягхрачарма – шкура тигра.
вьяпти – телепатическое восприятие или связь;(см. С.Ч. III,“Ашта Сиддхи”).
гати – цель; движение к цели, путь; путешествие; духовный или сверхземной статус, приобретённыё посредством определённого поведения человека, его усилий на земле.
гарима – одна из трёх физических сиддхи: сила и способность по желанию увеличивать вес.
гуна – качества.
гуру-сакха – учитель и друг.
дайвашакти – божественная Сила.
дамьям – покорность, безвольность.
дасьябхава – позиция слуги, отношения между слугой и хозяином.
дасья(м) – состояние бытия слуги Господа; оно имеет несколько стадий (определяемых по-разному в различные периоды Записей), ведущее к прямому и императивному контролю всех частей существа со стороны Мастера Йоги.
даурбальям – слабость.
двайта-бхава – чувство дуальности.
двеша – непривязанность.
девата – бог, божество.
джаграт читтакаша – ментальный эфир, в котором образы видятся в пробуждающемся самадхи.
джала(м) – вода; жидкое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которых в теле являются существенными для арогьи.
джалабинду – капля воды.
джаламайя – состоящий из или относящийся к элементу джала в теле.
джалависришти – мочеиспускание.
джаналока – мир наслаждения творческим существованием (ананда).
джнянам – знание; божественная мысль, первый элемент виджняначатуштайи (С.Ч. III).
джнянам брахма – (реализация) Брахмана, как само-существующего сознания и универсального знания; третий элемент брахмачатуштайя (см. С.Ч. VI).
джнянапракаша – ясность ума и его тенденция легко озаряться идеями и воспринимать истину; качество брахмана (см. С.Ч. II “Вирьям”).
джняни – человек знания.
джнята пуруша – душа или сознательное существо, знающее существо.
джьёти – “свет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа, состоящая из джьёти.
дришти – видение; тонкое видение (см. рупа), откровение, прямое видение истины, сила джнянам.
духкха – печаль.
дута – вестник, гонец.
дхаирьям – спокойствие, терпение, стойкость, вдумчивость; качества брахмана (С.Ч. II, “Вирьям”).
дхарананьюната – недостаток поддерживающей силы.
дхаранашакти – способность к сдерживанию.
дхату – корень санскритского слова.
дхума – дым, туман – один из семи видов “материала акаши”, (см. Акаша).
индрия – чувствующий орган.
ишита – одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”).
ишитасиддхи – сиддхи ишиты.
ишварабхава – власть, характер правителя и лидера; качество, присущее всем четырём аспектам Дайви Пракрити, (см. С.Ч. II) несущее с собой чувство Божественной Силы.
кави – провидец; поэт.
кавья – поэзия.
кайвальананда – “ананда абсолютного единства”, собирательный термин для трёх высочайших уровней ананды.
Калибхава – термин, эквивалентный Чандибхаве, “сила проявления Кали в темпераменте”, который первоначально был третьим элементом шактичатуштайи.
кальянашраддха – вера в великую доброту или мангаламайя природу вещей, элемент читташакти.
Кама – “желание“; в Дневнике это английское слово используется обычно, как желание в обычном смысле слова, в то время как его божественный двойник отменяет значение термина кама и означает “радость проявления Бога в материи”. Кама это качество шудры (см. С.Ч. II, “Вирьям”) из кармачатуштайи (С.Ч. V); иногда это особенно относится к социальному аспекту работы Шри Ауробиндо (см. адеша). ”Кама” часто является сокращением камананды.
камабхога – камананда в стадии бхоги.
камананда – “чувственное наслаждение”, форма физической ананды, связанной с духовной трансмутацией секс-энергии. Поскольку камананда – это, по преимуществу, физическая ананда, это же самое слово употребляется как общее обозначение физической ананды с её пятью разновидностями: камананда (в специфическом значении), вишьананда, тиврананда, рудрананда, вайдьютананда.
карали – страшный, ужасный.
карана-индрийя – причинное чувство; чувство, оперирующее с каузального плана.
карта – деятель.
картавьям – то, что должно быть сделано.
кланти – усталость, утомление.
кшипракарита – мгновенно действующая.
кшити – место пребывания.
кшобха – беспокойство.
лагхима – "лёгкость", одна из трёх физических сиддхи, посредством которой становится возможным "получать освобождение от усталости, истощения и преодолевать гравитацию" (С.Ч. III, "Ашта Сиддхи").
лагхута – лёгкость, быстрота и приспосабливаемость (нервного и физического существа).
лайя – растворение, исчезновение; аннулирование индивидуальной души в Бесконечности.
липи – запись, письмо, зримое тонким видением или способность такого видения; это собственно инструмент виджняны, несмотря на то, что оно может приходить с любого плана, оно тесно связано с трикаладришти. Подобно рупе, липи может быть сформировано любым из семи видов эфирного материала и может проявляться или в акаше, или в форме читры или стхапатьи на физическом плане. Степень высочайшего совершенствования точного липи периодически отмечается в Дневнике в терминах определённого числа специфических качеств, таких как яркость, стабильность (продолжительность нахождения в поле видения), симультантность (одновременная манифестация всех записей или слов липи) и т.д.
липи-дришти – видение письма (липи).
липса – поиск, тенденция, стремление (к само-выполнению любого рода); см. Джняналипса, и т.д. (С.Ч. II “Вирьям”).
Магха – Санскритский автор поэмы Шишупалавадха.
мадхура(бхава) – “сладостное” отношение с божественным, самое интенсивное и блаженное, отношение любовника с возлюбленной.
манаса буддхи – ментальный разум (отличен от виджняна-буддхи или интуитивного разума).
мангаламайя – благоприятный.
махат – “великий”, план виджняны.
Махавира – “великий герой”, имя Шрикришны как одного из чатурвьюхи; он содержит всех других и выдвигает их из своего существа. Его проявление – это власть (господство), а его неотъемлемый признак могущество и мудрость; он – брахман, которому служит кшатрий, имеющий божественное знание и использует его власть под руководством этого Знания. Он правит в Сатья Юга. Он идентифицируется с Шивой и его Шакти, – это Махешвари.
мегхагарджана – гром.
митьяграха – неправильное представление.
митьядхарана – ошибочное представление, концепция.
митьяропа – неправильно.
намадришти – видение имени, названия, обозначения (в противоположность видению формы или рупы), т.е. видение письма = липи.
настикья-буддхи – атеистическая ментальность.
набхи чакра – тонкий центр, расположенный на уровне пупка, который управляет "более широким виталом"; в Записях упоминается как "центральная" чакра. В этом центре сила необходима для арогьи в желудке, а также является основанием (для выдерживания) полной силы камананды.
нидра – сон.
нихшабдата – отсутствие звука.
нила – синий.
нирананда – отсутствие наслаждения.
нирведа – безразличие, уныние.
нирвишеша – не-характерный; термин, применяемый к различным формам ананды, по смыслу подобен ахайтуке.
ниргуна – лишённый качеств; Безличный.
ниргуна сад брахман – безличный аспект Вечного как чистого Существования без качеств.
нирапекша – свобода от желания, ожидания и зависимости; незаинтересованность, непривязанность.
нирукта – этимология; изучение происхождения и развития языка; часть сахитьи.
нисчайя – определённость, несомненный факт.
партхива – относящийся к элементу пртхиви (“земля”) в теле.
Прадьюмна – третья сила чатурвьюхи; он – это тот аспект Божественного, проявлением которого является любовь, признаки которой – сладость и наслаждение. Он соответствует вайшье и управляет в Двапара Югу. Он идентифицируется с Вишну и его Шакти – это Махалакшми.
прайога – использование, применение; приведение в движение, направление, пуск (как например, – стрелы); применение любой из "сиддхи" силы (айшварьи, ишиты, вашиты).
пратиштхита – твёрдо установлено.
пракамья – сиддхи знания, посредством которых ум и чувства превосходят обычные ограничения тела. (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”).
пракамья трикала-дришти – трикаладришти посредством пракамьи.
пракамья-вьяпти – совместно работающие две сиддхи "знания", пракамья и вьяпти, которые “составляют то, что европейцы называют телепатией”.
пракаша – прозрачность, свет; чёткая способность мышления, элемент буддхишакти (С.Ч. II, “Шакти”); божественный свет, в который должна превратиться саттва в процессе освобождения от тригуны (см. С.Ч. VII, “Мукти”); высочайший из семи типов материала акаши, из которого формируются рупа и липи.
пракаша-чайя – комбинированный материал из пракаши и чайи.
пракашамайя – (рупа), состоящая из пракаши, субстанции акаши.
пранамайя джагат – витальный мир.
правритти – движение, действие; побуждение без желания, божественный эквивалент раджас.
пратиджна – предсказание, "программа".
пратиштха – опора, база.
према (ананда) – см. премананда.
премананда – “ананда любви”, один из семи уровней ананды, соответствующий витальному плану (жизне – эмоциональному).
према натха – Бог Любви.
премабхога – премананда в стадии бхоги.
прерана – импульс, вдохновение; прямое указание на то, что необходимо думать, чувствовать или делать; как часть литературной кармы, это вдохновение, полученное непосредственно (в тишине) скорее в молчании, нежели через услышанное сообщение или липи.
пртхиви – земля; твёрдое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действия которого в теле являются существенными для арогьи.
ракшаси – женщина Ракшаса.
раса – сок, вкус; сущностный.
расаграхана – схватывание умом расы или принцип наслаждения в вещах, первая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII, “Бхукти”).
ратха – высочайшая из трёх интенсивностей расаграханы, бхоги или ананды.
рати – удовольствие; самая низкая интенсивность расаграханы, бхоги или ананды.
ратна – вторая интенсивность расаграханы, бхоги или ананды.
рога – болезнь, беспокойство или несовершенное функционирование телесной системы; сила болезни рассматривается как сила асиддхи, враждебная по отношению к арогье.
рудра (ананда) – см. рудрананда.
рудра Кали – разъярённая форма Кали.
рудрананда – яростная, огненная ананда (более интенсивная чем тиврананда); это форма физической ананды (см. камананда), которая связана с превращением боли в удовольствие.
рупа – формы, часто символические или предсказуемые образы, наблюдаемые в тонком видении (дришти), в самадхи или пробуждающемся состоянии; так же способность такого наблюдения, рассматривается в Дневнике как способ познания значительной важности. Недостаточное внимание оборачивается платой такими деталями, как точный состав рупы, состоящий из разных видов эфирного материала (см. акаша). Этот материал анализируется в соответствии с тремя уровнями “полноты”: “сырой (первичное состояние), “плотный” или гхана (“материал, развившийся в консистентную субстанцию”), и “развитой” (“когда субстанция развилась в феномен жизнеподобной реальности”). Рупа может спонтанно проявиться в акаше или на сгущенном и поддерживающем фоне (способном нести, держать), см. читра и стхапатья.
рупадришти – видение форм (рупа).
савишеша – характерный; термин, применяемый к ананде, по смыслу близкий к сахайтуке.
Саавитри – Божественное слово, дочь Солнца; богиня высшей Истины, которая нисходит и рождается для спасения.
садананда – ананда чистого существования, один из семи уровней ананды, соответствующий плану сат.
сахайтука – имеющая причину; (физическая ананда), связанная с инициативным стимулом, таким как какое-либо прикосновение к телу.
сахитья – литература; литературная работа, включая поэзию, прозу и обучение, – важная часть кармы Шри Ауробиндо (см.адеша).
сахитьясиддхи – совершенствование литературной работы.
самадхи – йогический транс (см. С.Ч. III,”Самадхи”); способ, "расширяющий уровень сознания".
самсайя – сомнение.
самьяма – концентрация, сознательное руководство или пребывание в сознании, посредством которого становится возможным осознание всего того, что есть в объекте; идентификация.
сани – спокойное, уверенное обладание.
санньясочита – духовное состояние, готовое к отречению от жизни и действия.
сарвасаундарья – универсальная красота (воспринимаемая как часть субъективной ананды).
сарвам брахма – Брахман, который есть Всё, аспект "четверичного Брахмана" (см. С.Ч. VI).
сарвавастушу ишвара – Бог во всех вещах.
сарватрагати – “шествующий повсюду”; вишвагати – слово другого значения.
саттвастхити – постоянный в саттве, гуне света и чистоты.
саттвапрерана – прямое указание из внутреннего существа, из которого проявляется мысль, чувство и деяние.
сатьядаршанам – видение истины.
сатьядришти – видение истины.
сатьядхармайя дриштайе – для закона Истины, для видения (Иша Упанишада 15).
сатьяпратиджна – истинное предсказание.
саундарьябодха – пробуждённость к осознанию красоты во всём.
саундарьям – красота; физическая красота, как элемент йогического совершенства тела (см. С.Ч. IV).
свапна самадхи – второе состояние самадхи, “сон со сновидениями” (см. С.Ч. III, “Самадхи”).
свараджья – самообладание.
сварга – Небеса.
сваргабхуми – небесный мир.
сварупа – “действительная, подлинная форма”; рупа, которая является не образом, а настоящей реальностью, законом тонкого (в отличии от физического).
свашакти – своя собственная сила.
сиддхи – совершенство; выполнение целей или любых движений йоги; оккультная или сверхнормальная сила (см. С.Ч. III,”Ашта Сиддхи”).
сиддхипрайога – использование сиддхи.
смрити – памятование; способность джняны; "посредством которой знание, скрытое в уме, проявляет себя в проницательности и определяется сразу, как истина".
спаршананда – физическая ананда, инициированная прикосновением.
сротас – поток, течение.
стхапатья – “архитектурные” рупа или липи, т.е. образы вещей, видимые рельефно, что-то вроде скульптуры, на заднем плане.
стхула – грубый; огромный физический план существования.
стхуладришти – грубое физическое видение.
сукшма – тонкий; тонкие планы существования; тонкие части человеческого существа.
сурьялока – мир Солнца (символ виджняны).
тапас – сила, энергия, воля, мощь; три “сиддхи силы”: айшварья, ишита, вашита (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”).
теджахкшобха – нарушение покоя включением элемента теджас в тело.
теджас – сила, энергия (низшая по отношению к тапасу); ментальный свет; “огонь”, одно из пяти элементарных состояний материи, чей баланс в теле существенен для арогьи; один из семи типов материала акаши, из которого сформированы рупа и липи.
теджогхана – плотный теджас.
теджомайя – (рупа), состоящая из теджаса – материала акаши.
тивра (ананда) – см. тиврананда.
тиврананда – интенсивная, вибрирующая ананда; одна из пяти типов физической ананды (см. камананда).
трайгунья – тройственный принцип действия низшей Природы.
трайгуньямайя – состоящая из деятельности трёх гун.
Трайгунатитья – трансцендентное всех трёх Гун.
трайлокья – (нижний) тройственный мир (нашего бытия).
трайлокьядришти – видение трёх миров (ментал, витал и физическое).
Тримарга – троичный путь, объединяющий Йогу Знания (джняна-йога), Йогу Преданности Богу (бхакти-йога), Йогу Служения и Трудов (карма-йога).
тригуна – три вида более низкой Пракрити: саттва, раджас, тамас.
тригунатита – за пределами трёх гун.
трикала – “три времени”: прошедшее, настоящее, будущее, видимые как неделимое движение или синхронная бесконечность.
трикаладришти – “видение трёх времён”; прямое знание прошедшего, настоящего, будущего (в Дневнике это особенно касается будущего); как элемент виджняна чатуштайя, оно описано как джнянам в приложении к фактам и событиям материального мира (см. С.Ч. III, “Джнянам”). Предсказание даже самых тривиальных домашних событий могло быть использовано Шри Ауробиндо, как упражнение для совершенствования этой силы.
трийяспарша – солнечный день, в котором встречаются три лунных дня (всего одного и части двух других): это считается благоприятным для торжественного открытия и вступления в (назначенную) должность.
тьяга – отречение.
упалабдхи – опыт, переживание.
уттхапана – состояние неподверженности давлению физических сил, элемент Шарирачатуштайя; термин заключает в себе это свойство, но превосходит феномен левитации. Элементарная или первичная уттхапана, для совершенствования которой Шри Ауробиндо прибегал к долгим периодам ходьбы по комнате взад-вперёд без отдыха, включает в себя “освобождение от истощения, усталости, напряжения и всех их последствий”. (“Это определение первичной уттхапаны соответствует двум стадиям, описанным в С.Ч. IV, “Уттхапана”). Совершенная Уттхапана получается из комбинированного действия трёх физических сиддхи: лагхимы, махимы, анимы; это особенно связано с лагхимой (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”).
уттхапана-шакти – сила, производная от уттхапана; она, видимо, относится к комбинации лагхимы и махимы, приносящей лёгкость, силу и свободу от утомления тела; анима – третья из физических сиддхи, необходимых для уттхапаны, упоминается отдельно в этом контексте (см. С.Ч. III, ”Ашта Сиддхи”).
чатурвьюха – четверичное проявление Высшего; четырём силам даются имена: Шри Кришна (называемый также Махавира), Баларама, Прадьюмна, Анируддха. Эти четыре Личности связаны вместе в Пуранической Легенде, в которой Баларама – это старший брат Кришны, Прадьюмна – его сын, Анируддха – его внук. Каждая из этих Божественных сил имеет особое отношение с одной из четырёх Варн и с одной из четырёх Юг; их Шакти – это четыре основных аспекта Божественной Матери.
чайтанья – сознание.
чакшуша ананда – визуальная ананда, наслаждение в вещах, видимых физическим зрением.
чанда – горячий, интенсивный.
Чандибхава – сила Кали (Чанди–яростный) проявляемая в темпераменте.
чит-таттва – принцип чит (сознание).
чайя – “тень”, самый последний из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа состоит из чайи.
чайягхана – густой; плотная чайя.
чайямайя – (рупа), состоящая из чайи – материала акаши.
чайя-пракаша – (рупа), состоящая из смешанных материалов чайи и пракаши.
чайярупа – рупа, состоящая из материала чайи.
чайяюкта – соединённая с чайя.
чидананда – ананда чистого сознания, один из семи уровней ананды, соответствующий чит.
чидгхана (ананда) – “ананда плотного светящегося сознания”, один из семи уровней ананды, соответствующий виджняне.
читра – “изобразительные” рупа или липи; тонкие образы или письмо, видимые скорее на заднем плане, чем в акаше и скорее, как двухмерные картины, чем рельефные (см. стхапатья).
читра теджас – изобразительная рупа, состоящая из материала теджас.
шабда – звук.
шакти джива – индивидуальная душа, реализующая себя как проявление божественной Шакти.
шакуна – предзнаменование.
шама – безмолвие, мир, покой; божественная пассивность, в которую должен быть преобразован тамас.
шаманвита карма – действие, пронизанное тишиной.
шами – труд, работа.
шарира (ананда) – см. Шарирананда.
шарирананда – физическая ананда (см. Камананда).
шарираятра – "пилгримаж тела", т.е. физическая жизнь на земле.
шастра – систематическое знание.
шауча – прозрачность.
швета – белый.
шива Кали – содействующая форма Кали.
шрути – см. "слышание", вдохновение, восприятие вибрации или слова истины, способность джняны.
шуддхата – чистота.
шуддха (ананда) – см. шуддхананда.
шуддхананда – “чистая ананда”, свойственная ананде, которая соответствует собственно плану ананды.
экаданти – имеющий один клык.
экам – Единый (Один).

Материал взят с сайта "Центр Интегральной Йоги Шри Ауробиндо "САВИТРИ"
www. aurobindo.webzone.ru

Назад
 

  Если этот сайт не оставил вас равнодушными высказывайтесь в  Гостевой или пишите на e-mail:    sailshir@narod.ru

 

Hosted by uCoz