Дневник
Шри Ауробиндо
Введение
в записи
Том №10-1
Том
№10-2
Глоссарий к Дневнику
Даты наиболее значимых событий жизни
Шри Ауробиндо
|
Шри Ауробиндо
— выдающийся мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец,
йогин — родился в Калькутте 15 августа 1872 года в семье доктора Гхоша,
происходившего из знатного рода воинов-кшатриев. С семилетнего возраста
обучался в Англии — сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Королевском
колледже в Кембридже, специализируясь в изучении классической и современной
западной литературы. С ранних лет он проявил незаурядные способности
в овладении латынью и греческим, а также в стихосложении.
В 1893 году в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В
течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации
города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном
университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту, где становится ректором
Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную
политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал «Банде
Матарам» стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув
идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные
методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество,
а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии,
овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние
священные Писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных
открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он
в 1904 году решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную
силу для освобождения своей родины.
В 1908 году Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации
покушения на одного из чиновников британского колониального правительства
и оказался в тюрьме с обвинением, грозившим ему смертной казнью, однако
по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан
и освобожден
Этот год стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных
духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением
Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании
всей универсальной природы, в победе над неведением, ложью, страданием
и смертью.
В 1910 году, повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную
работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы
продолжать интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав
высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их
и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является
полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение
на земле божественной жизни. Достижению этой цели он посвятил оставшиеся
сорок лет жизни.
С 1914 по 1921 год он издает ежемесячное философское обозрение «Арья»,
где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные
сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, достигнутого им в
результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний
— Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует
проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.
Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 года. Его литературное
наследие насчитывает более 30 томов, среди которых философские труды,
обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная
эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати
пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного
духовного опыта.
В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо — утверждение о том,
что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение
Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей
инволюции; поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному
и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке,
но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется
дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который
будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит
животное. Человек — лишь переходное ментальное существо, чье призвание
— достичь более высокого, «супраментального» уровня сознания, Сознания-Истины,
и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное
выражение Истины.
Все свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого
супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию
на земле мира истины, гармонии и справедливости, Царствия Божия, предвещенного
пророками всех веков и народов.
Назад
|